Фотографии и фотографы г.Киров

Киров. Драмтеатр

К середине 1920-х деревянное здание театра в Вятке сильно обветшало. 3 марта 1925 г. вопрос о театре обсуждался на заседании президиума Вятского губисполкома. Через пять дней состоялось собрание, на него были приглашены архитекторы и инженеры. Общее мнение выразил И.А. Чарушин: надо строить новый театр. Где строить? На месте старого.
Правда, поначалу представлялось не совсем ясным, каким будет новое сооружение. Как оно будет выглядеть? Какие функции будет выполнять? Как будет называться? За полтора десятка лет, с 1925 по 1939 г., пока здание проектировали и строили, его именовали Дворцом Труда, Дворцом культуры, Домом культуры, театром. 1920-е гг. были временем больших экспериментов в архитектуре. Активные поиски шли и в проектировании театральных зданий. Советским архитекторам представлялось, что на место старых театральных зданий должно прийти нечто совершенно новое, и к концу 1920-х гг. была сформулирована идея универсального культурно-массового сооружения - Дворца культуры (не следует путать с более поздними Дворцами культуры). Дворец культуры 20-х гг. - это общегородской зал универсального назначения, главное общественное здание города. В таких зданиях планировались помещения не только для театра, но и для собраний, клубных занятий, художественных выставок, занятий физкультурой и т.д. Главный зал и его сцена должны были составлять единое целое, по проектам они максимально механизировались для всевозможных трансформаций. Кроме спектаклей и концертов главные залы предназначались для собраний и митингов, цирковых представлений, спортивных соревнований и даже для пропуска сквозь здание демонстраций и парадов с воинскими частями и автомобилями. Интересно, что пока шли споры и обсуждения, времена изменились, и в Вятке (уже Кирове) был построен совершенно классический (по облику и структуре здания) театр.
9 мая 1925 г. работавшая по поручению председателя губисполкома комиссия определила состав помещений в будущем Дворце Труда города Вятки: 1) театр с залом на 1000-1200 человек и подсобными помещениями, 2) зал для собраний на 250-300 человек, 3) музей, 4) читальня, 5) помещение для клубно-студийной работы, 6) зал для занятий физической культурой. 30 октября 1925 г. была создана комиссия для конкурсного проектирования Дворца Труда. Любопытно, что в составе комиссии (возглавлял ее зампредисполкома Груздев) не было ни архитекторов, ни строителей.
В те же дни в Вятке проходил губернский съезд Советов, на котором присутствовал нарком финансов РСФСР Николай Милютин. Архитектура была его увлечением. Зная о проблеме со зданием театра в Вятке, Милютин предложил свой вариант решения: не строить новое здание, а приспособить под театр Александро-Невский собор. Однако, после проработки вопроса выяснилось, что переделка здания выйдет вдвое дороже, чем предполагал нарком. Вскоре обсуждение возможности перестройки собора было закрыто, а в 1937 г. собор был снесен.
В 1926 г. обсуждение вопроса было продолжено. Архитекторы и работники театра высказывались за строительство на Театральной площади. Иного мнения придерживались члены комиссии Груздева - они приняли решение: местом постройки должна стать площадь Воскресенского собора (позднее на месте разобранного собора была построена Центральная гостиница).
Процесс обсуждения был прерван непредвиденными обстоятельствами. 26 мая в уездном Котельниче случился большой пожар, почти весь город сгорел. Теперь Вятке приходилось думать не о строительстве театра, а о скорейшем восстановлении Котельнича, сюда направлялись все силы и средства. Лишь через три года, когда составляли генеральный план города Вятки, Дворец культуры был вписан в число важнейших зданий, но и то на ближайшую перспективу.
А 24 января 1929 г. Вятская губерния была расформирована и вошла в состав Нижегородского края. Многие (в том числе проектные и строительные) организации в городе были ликвидированы, резко сокращено финансирование строительства.

Дата съемки: 1965-1970
Дата публикации: 22.12.2018 14:46:43
Теги: театр, театральная площадь, театр драмы